- ТИПИЧЕСКОЕ
ТИПИ́ЧЕСКОЕ, типичное, наиболее вероятное, «нормальное», образцовое для данной конкретной системы объективного мира; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях и т. п. Смысл термина «Т.» выясняется из слов В. И. Ленина: « бывают ли исторические законы, касающиеся революции и не знающие исключения? Таких законов нет. Такие законы имеют в виду лишь типичное, то, что Маркс однажды назвал «идеальным» в смысле среднего, нормального, типичного капитализма» (ПСС, т. 37, с. 24647). Т. явление не имеет необходимости непреложного закона, но и отнюдь не представляет собой случайный феномен; это именно наиболее вероятное, образцовое для данной системы связей явление.
Будучи средоточием познавательной природы искусства, Т. имеет первостепенное значение для литературы и представляет собой одну из основных категорий эстетики. Так, по Аристотелю, искусство воссоздает «вероятное», возможное; теоретики классицизма выдвигают тезис об «образцовости» художественного образа; эстетика Просвещения ставит на первый план идею «нормального», «естественного» как основы искусства; с точки зрения Гегеля, искусство творит образы «идеальных» в своем роде явлений («идеальное» здесь означает, конечно, не оценку, а наибольшую развитость возможностей). В смене понятий отражаются в известной мере этапы развития и эстетики и самого искусства. Однако определяющим понятие «Т.» становится лишь в эстетике XIX в. (В. Г. Белинский, И. Тэн, Г. Брандес и др.), связанной с реалистическим искусством. Эта особая значимость Т. для искусства реализма отмечена и в известном замечании Ф. Энгельса: «На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35).
Советское литературоведение и эстетика внесли существенный вклад в исследование понятия «Т.». Вместе с тем некоторые авторы неправомерно отождествляют общесоциологический и собственно эстетический подход к проблеме Т. Общественные науки вырабатывают понятия об экономическом, политическом, идеологическом и т. п. типах людей эпохи понятия, в которых осознаются отношения людей к средствам производства, господствующим идеям и т. д. В искусстве же перед нами прежде всего типич. характеры, в которых воссоздается многосторонняя человеческая цельность. Поэтому, строго говоря, формулировки вроде: «Русская классическая литература отражала типы помещиков» лишены специфического эстетического содержания. Русская литература XIX в. воссоздавала самые различные типич. характеры, порожденные помещичьей Россией. Русская действительность того времени могла порождать характеры, подобные как гоголевскому Манилову и щедринскому Головлеву, так и тургеневскому Лаврецкому и толстовскому Левину. Если в социально-экономическом, классовом аспекте эти персонажи не столь резко различаются между собой, то с эстетической точки зрения различие между ними громадно. И поэтому эти образы нужно анализировать не как «типы помещиков», но как типич. характеры, созданные писателями помещичьей России. Терминологический нюанс здесь имеет принципиальное значение.
Упрощенное представление о Т. в искусстве во многом обусловлено непониманием сложного соотношения понятий Т. и индивидуального. Отождествляя индивидуальное то с биологическим, то со случайным, его нередко трактуют как нечто противостоящее социальному и закономерному. Достаточно широко распространено представление, согласно которому индивидуальное есть форма характера, созданного художником, а Т. сущность этого характера. Между тем человеческий индивид (от лат. individuum неделимое) есть средоточие, аккумулятор содержания породившего его общества. С другой стороны, вполне реальны как «случайные», «маловероятные», так и всецело «закономерные» для данного общества индивиды. Иначе говоря, в самой реальной жизни есть типичные и нетипичные индивидуальности. Т. о., индивидуальное вовсе не противостоит Т., это только разные проявления одного содержания, например социального. Поэтому в процессе отражения мира воссоздается и всеобще-типичное (например, в понятии о классовом типе в политэкономии), и индивидуально-типичное (в типич. характере в искусстве). Чтобы увидеть социально существенное в типич. характере, вовсе не следует (да и невозможно) абстрагироваться от индивидуального. Типичная индивидуальность типична и существенна не в силу некой лежащей под ней абстрактной всеобщности, а сама по себе и во всех своих проявлениях. Если же исходить из того, что индивидуальное есть лишь форма типич. образа, а содержанием его является всеобщее, мы неизбежно придем к вульгарному пониманию образа только как формы понятия.
Создание типич. индивидуальностей сложный творческий процесс, который нередко обозначают термином типизация. В реальной действительности индивид всегда несет в себе случайные, «нетипичные» черты. Между тем в художественно-реалистическом произведении воссозданы типичные индивидуальности, каждое существенное проявление которых по-своему «закономерно», с наибольшей вероятностью вытекает из данных своеобразных обстоятельств. Типизацию нередко понимают как творческое соединение, синтезирование в одном человеческом образе типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей. Но, очевидно, более существен другой процесс: развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые художник усмотрел в известных ему реальных людях. И. С. Тургенев рассказывал, что в основу образа Базарова легла одна поразившая его «личность молодого провинциального врача В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма» (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 346). Развитие и завершение возможностей, заложенных в реальной жизни, в реальных индивидах и лишь в силу внешних препятствий или недостатка внутренней энергии не развившихся со всей полнотой, главный путь создания Т. в искусстве.
Т. имеет непосредственное отношение к идее художественной, к специфическим познавательным возможностям искусства. Именно в типич. характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается художественное познание конкретного соотношения личности и общества. Наиболее полно и многосторонне Т. выступает в «изобразительных», т. е. в эпических и драматических, жанрах литературы, где создаются жизнеподобные типичные характеры и обстоятельства. Однако в своеобразной форме Т. воплощается и в «выразительных» лирических жанрах. Здесь создаются типичные образы-настроения, переживания, которые в конечном счете выражают «наиболее вероятное» для данного общества и порожденных им индивидуальностей мировосприятия.
Литература:
Ревякин А. И., Проблема типического в художественной литературе, М., 1959 (лит.);
Кожинов В., Художественное творчество как «мышление в образах», «ВЛ», 1959, № 10;
Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1], М., 1962.В. В. Кожинов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.